Ранним утром 16 июня 1880 года, уложив вещи и написав коротенькие письма, святитель Николай (Иван Дмитриевич Касаткин) отправился в пролетке на пристань Общества «Кавказ и Меркурий» города Казани.
Взяв билет второго класса за девять рублей двадцать копеек до города Сызрани и простившись с провожающими, святитель Николай зашел на пароход «Новосельский» и стал наблюдать публику, ехавшую вместе с ним…
Симбирск (ныне Ульяновск) проехали вечером. Приставали всего на тридцать минут, поэтому посмотреть ничего не успели. «Много учащейся молодежи едет на каникулы. — Пообедал ухой из стерляди и селянкой, где тоже оказалась стерлядь,— везде она. Заход солнца был очень красив» - записал Святитель в своем дневнике.
Так началась поездка святителя Николая Японского к своему младшему брату, Василию Дмитриевичу Касаткину, в город Сызрань. Василий родился 16 мая 1840 г. Окончил в Смоленске духовную семинарию, служил там же священником, а затем, уже став протоиереем, перевелся в Сретенский женский монастырь города Сызрани, Симбирской (ныне Самарской) губернии.
Волею Божией случилось так, что мы живем рядом с Сызранью. Живем настолько близко, что летом на даче, в ясную погоду, нам хорошо виден Сызранский мост, про который святитель Николай писал в своем дневнике: «… любовались все с парохода на великолепный мост чрез Волгу, еще не доконченный; под пролет наш пароход прошел, не нагибая флагштока…». Тогда, в 1880 году, это был крупнейший мост в Европе, чудо тогдашней технической мысли, состоявший из 13 пролетов по 111 метров каждый. Торжественное открытие моста прошло в том же году, 30 августа. А в 1900 году уменьшенная копия «русского чуда» экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. Сейчас макет этого моста можно увидеть в Железнодорожном музее в Санкт-Петербурге.
Иногда, глядя на Волгу, я представляю себе, как проплывает святитель Николай на большом и достаточно комфортабельном пароходе мимо наших живописных мест.
Как любуется он на причудливые изгибы Волги с ее широким разливом. На неповторимую красоту Жигулевских гор. Потому что нет на Волге места красивее Жигулей…
В двенадцать часов 17 июня прибыли в Сызрань. «Сызрань стоит на Воложке, весьма красивый городишко, высматривающий свежо и чисто» - запишет в своих дневниках Святитель.
Взяв на пристани извозчика, он сразу едет к брату, священнику женского монастыря, домик которого находится прямо напротив монастыря.
Вот Святитель - высокий, статный - отпустив извозчика, подходит к домику своего брата: «Брат и его семейство встретили весьма радушно; жена его, Марья Петровна и дети — две дочери: Маша, двенадцати лет, и Люба, десяти лет. Первая — необыкновенно бледная, но красивая девочка; вторую застал в простуде, лежащую в жару, но когда я сказал, что если она выздоровеет, то пойдем в лавки куклу покупать, то она действительно тотчас же выздоровела,— встала и мы пошли в лавки и купили куклу, маленький самовар с прибором, мячи и прочее. Обе они учатся очень хорошо в женской школе, которую тут же, проходя, показывали, и постоянно получают награды.
Служит священником брат Василий, как видно, усердно и хорошо.— Стерлядью, свежей икрой, балыком и прочим закормили они меня»…
Прочитав дневники святителя Николая Японского, поразила мысль, что так часто бывая в Сызрани, мы даже и не подозревали о том, что в этом городе жил когда-то со своей семьей его младший брат, что он и похоронен где-то в Сызрани. Но где? Сохранилась ли какая-то память о Василии Касаткине? Как найти хоть какое-то упоминание о нем?
Видимо, начинать надо с женского монастыря…
В историческом центре Сызрани есть густонаселенный жилой массив. За последние десятилетия он был полностью застроен многоэтажными жилыми домами. Но мало кто знает сегодня о том, что на этом месте 86 лет назад находился Сретенский женский монастырь, основанный в 1856 году.
На территории монастыря одна за другой были возведены три церкви: деревянная – во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радости» и каменные – Рождества Пресвятой Богородицы и Сретения Господня. Со всех сторон монастырь был окружен каменной стеной с башенками по углам.
Попасть в него можно было через трое ворот выходивших на Большую, Казанскую и Монастырскую улицы. На какой-то из этих улиц и стоял дом Василия Касаткина.
Внутри монастыря была еще одна стена, которая делила его на две неравные части. В большей части располагались все храмы, дом игуменьи и прочие строения, а в меньшей — сад, кладбище и службы.
Святитель Николай записывал в своем дневнике: «Утром сходили к обедне в женский монастырь. После обедни игумения Мария позвала к себе на чай, после чего показала монастырь… Осматривали сад монастыря — фруктовый, где угостили свежею малиной…
После матушки, пришли пить чай к Василию… Вообще видно, что здесь люди живут в добром согласии и дружбе между собою»
Хорошо и спокойно жилось святителю Николаю в гостях у брата: «Утром с братом и Любой ходили гулять на берег реки, видели трепещущихся стерлядей, вынимаемых из садка.
К завтраку собрались гости… После завтрака сходили с племянницами в книжный магазин купить им басни Крылова, «Родину» и прочие книжки, какие нашлись здесь годные… Часу в пятом с племянницами и братом ходили в город купить им конфет. Вечер провели у брата одни. Хоть кратковременное убежище от официальности!...
Утром — обедня в монастыре, после которой был молебен Божией Матери. Мать игуменья позвала к себе на чай и пирог… На обратном пути зашли в лавки, где я купил по иконе в благословенье племянницам. Купили еще лото — играть им. Сходил в баню, играл с племянницами в лото, закусывал»...
Есть у города Сызрани своя небесная заступница и покровительница – Феодоровская икона Божьей Матери. Ее образ явился близ города в июне 1713 года. С тех пор на этом месте бьет целебный источник, к которому приезжают паломники со всей России. Каждый год в городе проходят торжественные богослужения в честь великой святыни.
Святителю Николаю тоже довелось участвовать в этих празднованиях: «В пять часов из монастыря отправились встречать икону Феодоровской Божией Матери… Трогателен обычай этот — ходить по городу с иконой каждый год, на что дается городу две недели! По принесении иконы в монастырь брат в облачении встретил ее среди монастыря… Всенощная шла три с половиной часа; после нее чудотворная икона взята была Василием в его дом, несли ее туда Марья Петровна и Маша; отслужили молебен, приложились и проводили в дом другого священника, потом — диакона, а затем в монастырь, где целую ночь святую икону носили по келиям и пели молебен, так как назавтра днем она должна была отправиться по соседним домам, а вечером — в следующую Церковь…
Умилительное зрелище и умилителен дух благочестия, живущий в русском народе! Где, в каком государстве можно видеть, что народ вот два дня молится и воспевает хвалу Богу!
Я объяснил Марье Петровне, обиженной моим скорым отъездом, что вот этот-то дух благочестия толкает и меня к делу, не позволяет долго засиживаться для своего личного удовольствия, как ни хотелось бы этого»…
Всего несколько дней погостил святитель Николай у брата. Пришла пора уезжать. 21 июня в субботу, когда Василий вернулся от всенощной, вместе с подъехавшим полицмейстером, в начале десятого вечера, они проводили святителя Николая на железнодорожный вокзал.
Там он взял билет до Рязани. «И грусть, и скука одиночества в моем роскошном купе, и ночное время заставили меня скоро погрузиться в сон» - записывает Cвятитель.
Прошло много лет…
… Лето 1906 года в Среднем Поволжье выдалось жарким, дождей почти не было. В городе стояла пыльная и знойная сушь, все деревянные строения насквозь были прокалены палящим солнцем и горячим воздухом. Окраинные кварталы Сызрани из-за жары стали похожи на бочку с порохом, которая словно бы только и ждала, чтобы кто-то поднес к ней зажженную свечу. И непоправимое в конце концов случилось. В городе начался сильный пожар. Тут еще в дело вмешался сильный ветер, который дул в разных направлениях. За какие-то считанные минуты он перебросил пламя через речку, после чего, погнал огненный вал в направлении центра города. И уже к середине дня Сызрань пылала почти одновременно со всех концов.
Город превратился в сплошное море огня. Люди с воплями бежали по улицам в поисках спасения, но со всех сторон их снова и снова встречала стена огня. Многие добирались до Волги ползком, бросались в воду, надеясь найти облегчение от мучительной боли…
Но самый страшный момент настал, когда огонь подобрался к артиллерийским пороховым погребам. Взрывы пороха, грохот разрывающихся снарядов, треск ружейных пуль были последним салютом погибавшей Сызрани…
Сильно пострадал от пожара и Сретенский монастырь. Были уничтожены почти все корпуса и деревянная церковь.
На каменных церквях сгорели крыши.
Город восстанавливали более пяти лет. А в монастыре, в следующем 1907 году большинство строений уже было восстановлено. Первыми были отстроены богадельня, хлебопекарня, просфорная и игуменский корпус.
Что было с семьей Касаткиных в это страшное время? Как они спасались от огня? Сгорел ли их домик, напротив монастыря, или каким-то чудом уцелел? Вся ли семья выжила в этом пожаре?
Можно предположить, как тяжело пережил Василий Дмитриевич это страшное для города и для монастыря время. Потому что уже в феврале 1911 года в Японии, святитель Николай получил письмо от Леонида Дмитриевича Кавказова, мужа племянницы Маши, в то время уже Марии Васильевны о том, что брат его тяжело болен и находится при смерти. «Лишь только дочитал письмо, как подают телеграмму: «Брат помер». Весьма прискорбно! Единственный брат, на три года моложе меня… Царство тебе Небесное, дорогой брат! Тотчас же написал соболезнование и утешение вдове».
Где похоронили Василия Дмитриевича Касаткина? Возможно на маленьком кладбище при монастыре. А возможно на территории Свято-Вознесенского мужского монастыря, который находился неподалеку от женского и сохранился до наших дней.
До революции при мужском монастыре было большое кладбище, на котором хоронили не только монахов и священников, но и благочестивых, знатных жителей города. Здесь же была похоронена и первая игумения Сретенского женского монастыря — Мария. Сейчас по этому кладбищу частично проходит современная автомагистраль, частично его территорию занимает завод пищеконцентратов. Цеха, где изготавливается пищевая продукция, стоят на костях наших предков — монахов и жителей Сызрани.
А сам Сретенский женский монастырь ждала горькая и страшная участь.
При Советской власти, постановлением Сызранского уездного исполкома Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов от 6 ноября 1923 года монастырь был закрыт. Церкви были переданы детской коммуне беспризорников для размещения школы, библиотеки и клуба. В январе 1924 года вся монастырская мебель, предметы церковной утвари, стекло, извлечённое из иконостаса, были переданы Сызранскому музею. В 1930-х годах Сретенский женский монастырь в Сызрани был полностью разрушен, а территория застроена.
Все разрушено. Все стерто с лица земли.
«Грустно-грустно было расстаться с добрым братом, его женой и милыми их детьми — бледнолицей Машей и вострушкой Любой — семейством, где во всем свете я и могу быть хоть несколько дома,— опять лет на десять, если не навсегда! Храни вас Бог, милые мои!»
Как оказалось навсегда…
P.S. Уже позже написания этой статьи, в Сызранском филиале Гос. Архива в метрических книгах Сретенского женского монастыря была найдена запись:
«Сретенского женского монастыря города Сызрани Симбирской епархии, Протоиерей Василий Дмитриевич Касаткин, 70 лет 11 мес. Дата смерти 14 февраля, дата погребения 16 февраля. Умер от воспаления легких. Исповедовал: Священник Сызранского Сретенского женского монастыря Алексей Голубев. Похоронен при главном храме Сызранского Сретенского женского монастыря»
Похоронен при главном храме монастыря... Монастыря, которого давно уже нет.
Использованные материалы:
1. Дневники св. Николая Японского. Том I, стр. 301 - 305
2. Галерея Старой Сызрани http://old.syzran.ru