Село Береза, в настоящее время деревня, расположено на высоком месте близ реки Берёзы (приток Межи), в 2 км к югу от посёлка Мирный, западнее райцентра Оленино, в 53 км северо-восточнее города Белого.
Селение это древнее, было основано еще в княжеский период на пересечении путей от Волги к Западной Двине и из Новгорода к Смоленску. Кроме духовенства в селе жили дворяне и крестьяне. В 1632 году на Берёзе, которая названа при этом пустошью, стоял воевода князь Семен Васильевич Прозоровский.
Первый храм святого великого Георгия упоминается в книге митрополита Симеона в 1698 году, в связи с чем, село также называлось Егорье или Егорье на Берёзе, однако, с середины XVIII века местная церковь стала именоваться Вознесенской, и возобладало название Берёза. Сбор с Храма великого Георгия был положен 3 р., и священниками указаны Петр и Сидор. Вероятно, в этот храм, названный «Березовским», выдан антиминс (матерчатый плат для совершения литургии) митрополитом Симеоном (1675 – 1699). Храм этот находился 200 метрах от последнего каменного храма. В 1915 году все еще находили остатки бутового фундамента первого храма и дубовых гробов.
В 1754 году Смоленским шляхтичем Иваном Александровичем Скрыдлой был построен второй деревянный храм во имя Вознесения Господня, с приделом великого Георгия (в ряд с ним). Он просуществовал до 1835 года, и за ветхостью был разобран. От этого храма на 1915 год еще сохранялись два антиминса. А на месте алтаря была устроена деревянная оградка.
В 1812 году майором Даниилом Алексеевичем Барщевским был построен новый каменный храм во имя Вознесения Господня, с приделом преподобного Феодосия Тотемского. Но уже пятнадцать лет спустя из-за недоброкачественного раствора в стенах появились трещины. Храм был запечатан и разобран.
В 1833 году он был восстановлен на средства, выделенные из Святейшего Синода и на пожертвования. Главными деятелями по восстановлению храма были священники Александр Белкин, диакон Дмитрий Касаткин и церковный староста, штабс-капитан Михаил Иванович Кушин. Касаткин (отец святителя Николая Японского) два года странствовал по России с книгой для сбора пожертвований на храм.
В 1844 году помещица села Гайденова, Мария Андреевна Кулеша, из рода ктиторов Скрыдловых, устроила в придельной церкви храма новый иконостас, который был освящен 17 ноября 1845 года во имя святого великого Георгия.
В 1864 году старанием церковного старосты Василия Сергеевича Войтеховского и священника Василия Руженцева церковь была обновлена внутри и снаружи.
В 1865 г., вместо сгнившей деревянной ограды, вокруг храма была вырыта канава, шириной в сажень и глубиной в 7 четвертей.
В 1868—1869 гг. помещиком Стефаном Егоровичем Кулеша устроен новый иконостас. Вплоть до 1903 года несколько раз проводился ремонт храма.
Храм имел форму корабля. (Храмы в форме корабля — самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.) Был оштукатурен и чисто выбелен известью. Крыша была на нем железная, окрашенная медянкой; главы и кресты позолочены. Внутри весь храм был окрашен светло-розовой краской; придельные иконостасы окрашены зеленой краской; резьба позолочена червонным золотом. Иконы в иконостасах – новой живописи. Основная церковь была отделена от придельной стеклянными дверями. Пол церкви устлан американскими цветными плитами, а верхняя ступень амвона – светло-серым мрамором.
Достопримечательностями храма служили антиминсы и крест с рукояткой. На антиминсе Георгиевского храма имелась надпись: "Повелением благочестивейшия самодержавнейшия Государыни нашея императрицы Елисаветы Петровны всея России и благословением Святейшего Правительствующаго Синода священнодействован Преосвященным Гедеоном, Епископом Смоленским и Дорогобужским, в лето мироздания 7256, от Р. Х. 1748, индикта 11, июня в 19-й день".
Точно такая же надпись была и на антиминсе Вознесенского храма; только священнодействован он пятью годами позже — 1753 года октября в 19 день.
На деревянном кресте надпись: "Освятишася жертвенницы Господа Бога и Спаса нашего И. Х. во храме Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, святаго великого Георгия при державе благочестивейшия самодержавнейшия великия Государыни нашея императрицы Елисаветы Петровны и всея России, при наследнике ея, внуке Петра перваго, благоверном Государе великом князе Петре Феодоровиче и при супруге его, благоверной Государыни великой княгине Екатерине Алексеевне, по благословению Святейшего Правительствующаго Синода и Преосвященнаго Епископа Гедеона Смоленскаго и Дорогобужскаго в лето 1754 году, индикт 2, месяца сентября 10 числа, святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры. А святаго великомученика Георгия месяца того же 11 день, преподобныя матери нашея Феодоры Александрийския".
Причт в 1774 г. состоял из священника, диакона и 2 причетников. В 1915 году, по штату 1885 года, причт двухкомплектный, состоящий из 2 священников, диакона и 2 псаломщиков.
В 1774 году приход состоял из 124 дворов. В 1910 г. в приходе состояло 740 дворов, 2076 душ мужского и женского пола. В 1913 году открыто новое село в деревне Коптянке, и некоторые деревни прихода с. Березы отделились к этому селу. В селе были четыре ярмарки: 23 апреля, 26 ноября (весеннее и осеннее Егорье), 28 января и 15 июля.
В приходе было три школы: Березовская начальная земская в ½ верстах от села, открытая в октябре 1861 года. В ней было 70 учеников (61 мальчик и 9 девочек). Такая же в дер. Дубровке, в 4 верстах от села, открытая в сентябре 1890 г., с 46 учащимися (36 мальчиков и 10 девочек) и Казинская, открытая в сентябре 1912 г.
Была еще в приходе одноклассная церковно-приходская школа имени Преосвященного Николая Японского на пустоши Евсеевой, в 14 верстах от села, с 65 учащимися (43 мальчика и 22 девочки).
Прихожане отличались религиозностью, усердно посещали храм и заботились о его благолепии.
В церковном архиве хранились копии метрических книг с 1826 года, исповедных росписей с 1829 года и брачных обысков с 1841 года. Была небольшая библиотека. Церковно-приходское попечительство существовало с 1876 по 1881 г.
В приходе было три кладбища: одно в церковной ограде, другое в ¼ версты и третье в 10 верстах от села. Земля, находящаяся под вторым кладбищем, арендовалась у дворянина с. Березы Александра Куницкого. На третьем кладбище была часовня, в которой совершались отпевания умерших и панихиды в родительские субботы.
Храм находился недалеко от дома святителя Николая Японского. Но с началом советского правления был закрыт и 1950-х годах полностью разобран на кирпичи.
Когда, в конце 20 века, с возрождением церковной жизни, встал вопрос о постройке нового храма для местных верующих, то очень долго шли разговоры о том, где строить храм: там, где он был исторически, или в поселке.
Победила вторая точка зрения, поскольку храм – это не памятник и мемориал, а место церковного общения людей. Деревня Берёза к тому времени совсем обезлюдела, и было решено возводить церковь в 2 км. севернее, в соседнем посёлке Мирном, где и был построен Храм во имя равноапостольного Николая Японского.
Инициаторами строительства храма выступили правящий архиерей архиепископ Тверской и Кашинский Виктор и благочинный протоиерей Олег Чайкин. В это же время с такой же инициативой выступало местное руководство: глава района Олег Игоревич Дубов и глава администрации поселка Светлана Николаевна Штакина. Первые средства на строительство храма дал леспромхоз.
(По материалам издания Н.Н. Редков. Историко-статистическое описание церквей и приходов Смоленской епархии. Выпуск 1-ый. Бельский уезд. - Смоленск, 1915.)